Контроль качества строительства дорог с цементобетонным покрытием
Строительство дорог с цементобетонным покрытием становится перспективным направлением в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры России. Безусловными преимуществами цементобетона являются стабильные эксплуатационные показатели и высокая долговечность. Разумеется, перечисленными достоинствами цементобетонные дороги обладают только в случае применения качественных материалов и соблюдения технологии строительства, что подчеркивает необходимость и важность привлечения на реализацию таких объектов строительного контроля в лице независимых экспертов.
Специалисты компании SEVERIN DEVELOPMENT следят за отсутствием несоответствий в ходе строительства, а также, что особенно важно, предупреждают о рисках увеличения его стоимости и сроков. Согласно СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги. Строительные нормы и правила», контроль строительства дорог с цементобетонным покрытием осуществляется непрерывно на всех фазах жизненного цикла проекта и включает в себя широкой спектр мероприятий, в том числе организацию взаимодействия участников строительства, комплексную проверку геодезических работ и мониторинг своевременной подготовки исполнительной документации (подробнее см. контроль за строительством асфальтобетонных дорог).
Особое внимание при строительстве дорог с цементобетонным покрытием отводится входному, операционному и приемочному контролю, каждый из которых имеет свою специфику.
Входной контроль материалов
Все материалы, которые поставляются на объект, подлежат проверке со стороны строительного контроля. Ниже остановимся на основных материалах для цементобетонных дорог и укажем их ключевые параметры, подлежащие проверке:
-
Песок
-
Щебень
-
Цемент
Параметры инертных материалов в обязательном порядке должен подтверждать подрядчик строительства путем предоставления документов от поставщиков и заключений лаборатории. Компания СЕВЕРИН ДЕВЕЛОПМЕНТ, в свою очередь, контролирует процесс проведения испытаний, начиная от совместного забора проб и заканчивая контролем деятельности лаборатории в процессе испытаний. При необходимости дополнительно может привлекаться независимая лаборатория для перепроверки и/или параллельного (дублирующего) контроля в сложных случаях.
Важное значение при входном контроле материалов имеет подбор состава бетонной смеси: от результатов данной процедуры во многом зависит долговечность и качество финишного покрытия дороги. Основываясь на нормативных требованиях и собственном экспертном опыте, инженеры СЕВЕРИН проводят контроль подбора технологами составов смеси, при необходимости привлекают узкоспециализированные научно-исследовательские организации.
Бетон подлежит контролю не только перед началом технологических операций по его укладке, но и в течение всего цикла производства работ, так как физико-химические свойства поставляемых инертных материалов между партиями могут отличаться.
Операционный контроль
Контроль процесса укладки цементобетонного покрытия необходимо начинать заранее, а именно с процесса приготовления цементобетонной смеси. В случае если цементобетон изготавливается подрядчиком в построечных условиях, необходимо следить за тем, как дозируются материалы, поступающие в смеситель, в какой последовательности они загружаются и сколько времени перемешиваются. На этом этапе также важна проверка заводских сертификатов на весовое оборудование (так, например, для инертных материалов допустимая погрешность при взвешивании составляет до 2%, для цемента, воды и химдобавок – до 1%).
Непосредственно до процесса укладки цементобетона следует проверить установку каркасов швов расширения, степень уплотнения и ровность основания. Контроль подготовки мест бетонирования к приемке цементобетонной смеси осуществляется перед началом каждой смены и продолжается непрерывно до ее окончания.
В процессе укладки бетона контролю подлежат уплотнение смеси, отделка поверхности и уход за материалом. Последняя операция особенно важна в период бетонирования при низких температурах воздуха: в этом случае у подрядчика в обязательном порядке должна быть в наличии организационно-технологическая документация на обслуживание бетона при низких температурах воздуха и, что не менее важно, соответствующие инструментальные средства и/или оборудование.
Поскольку цементоботонные покрытия в отличие от асфальтобетонных не являются пластичными, для их нормальной эксплуатации необходимо выполнять деформационные швы в качестве защитных мер, снижающих влияние усадочных и эксплуатационных воздействий. При нарезке деформационных швов важно контролировать прямолинейность и глубину шва, а также ширину и глубину уширенной (верхней) части паза шва. При этом работы по нарезке швов должны осуществляться при наборе прочности цементобетона от 8 до 10 МПа (во избежание появления дефектов). Все швы подлежат герметизации, в процессе которой важно проверить такие параметры, как качество и дозирование исходных материалов, степень подгрунтовки стенок паза шва, температуру разогрева мастик и полноту заливки паза.
Приемочный контроль
В ходе приемочного контроля осуществляется оценка качества строительно-монтажных работ с целью определения соответствия выполненных работ и законченного строительством объекта требованиям проектной документации, строительных норм и правил.

Данный вид контроля включает в себя:
- промежуточную приемку скрытых работ. Освидетельствование скрытых работ проводится по мере окончания отдельных видов работ или завершения строительства тех конструктивных элементов, которые при выполнении последующих работ будут частично или полностью скрыты.
- проверку прочности цементобетона в покрытии. Для того, чтобы проверить прочность цементобетона в покрытии, применяется целый ряд методов, одним из которых является метод испытания кернов на сжатие и раскалывание.
- комплексную оценку качества строительно-монтажных работ по законченному строительству. В рамках данных работ в обязательном порядке осуществляется соответствия фактически построенного исполнительной, рабочей и сметной документации.