Москва
Санкт-Петербург
Контакты г. Москва,
ул. Сыромятническая Ниж.,
дом 10, стр. 2 , пом. I, 7 этаж
RWAY бюллетень № 265: Мнение экспертов SEVERIN по СП 68.13330.2016
Поделиться:
В 2017 г. вступают в силу новые своды правил, направленные на регулирование различных этапов строительного процесса. Одним из подготовленных Министерством строительства и ЖКХ документов является СП «Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов» (СП 68.13330.2016).

RWAY: Расскажите, пожалуйста, в чем главные отличия СП «Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов» от действующих в настоящее время норм и правил, регулирующих сдачу в эксплуатацию объектов недвижимости?

SEVERIN DEVELOPMENT: За последние 30 лет, с момента утверждения СНиП 3.01.04-87, строительный рынок значительно эволюционировал. Новые законы и социально-экономические реформы, строительные технологии и оборудование, градостроительные тенденции и нововведения - все это привело к дисбалансу, когда существующие бизнес-процессы и реальная практика «в полях» применяется новая, а нормы и правила действуют старые. В связи с этим актуализация СНиП 3.01.04-87, принятая еще в Советском Союзе, запоздала лет на 20.

По своей логике два документа не отличаются друг от друга – в том и другом предусмотрена двухстадийная сдача объекта в эксплуатацию, с той лишь разницей, что в планируемом к утверждению СП 68.13330.2016, первый этап может носить необязательный характер. В конечном итоге, приемка в эксплуатацию объекта государственными контролирующими органами осталась неизменной.

Но по своей идеологии они абсолютно разные – это переход от «госплана» и «госсобственности» к единому принципу приемки объектов, независимо от их вида и форм собственности.

В новом документе процедура сдачи оптимизирована под текущие реалии:

  • сделан упор на энергоэффективность возводимых зданий и сооружений, оборудование объектов приборами учета энерго- и водо- ресурсов;
  • появился термин «технический заказчик», как официальный представитель Заказчика (Застройщика);
  • исключен термин «приемочная комиссия», теперь главным ответственным за строительство и приемку объекта от Генподрядчика является Застройщик;
  • особый акцент сделан на постоянном перепроектировании объекта в процессе его строительства, как системной проблеме при сдаче объекта в эксплуатацию;
  • исключен раздел по контролю за сметной стоимостью строительства, что было крайне необходимым для плановой экономики.

Все остальные разделы - это попытка упорядочить сформированный на сегодняшний день процесс ввода объектов в эксплуатацию, который должен отвечать современным требованиям, а также привести его в соответствие с Градостроительным кодексом РФ.

RWAY: Упростит ли новый СП процесс сдачи объектов капитального строительства в эксплуатацию? Какие положения СП позволят оптимизировать процедуру приемки?

SEVERIN DEVELOPMENT: Новый свод правил упростит сдачу небольших по площади объектов и тех, которые строились «хозспособом», так как первый этап приемки объекта от Генподрядчика к Заказчику носит добровольный характер. Хотя это и «палка о двух концах»: если что-то не проходит «предварительное сито» например, из-за неразберихи или частой смены Генподрядчика к моменту получения ЗОСа на руках у Заказчика нет полного комплекта исполнительной документации то объект обязательно застревает уже на стадии ввода в эксплуатацию и становится дополнительной нагрузкой для специалистов комитета государственного надзора и проблемой для Заказчика, который остается с неведенным в эксплуатацию объектом на руках.

В значительной степени процесс приемки упрощает внедрение жестких регламентных сроков – 10 дней на получение ЗОСа и 10 дней на получение Акта ввода в эксплуатацию. Сегодня эти процедуры могут занимать в среднем 1-3 месяца. Считаем, что для оптимизации процедуры приемки объекта можно сделать более явный акцент в СП на внедрение электронного документооборота.

RWAY: В полной ли мере проработан СП 68.13330.2016? Должен ли данный документ войти в перечень обязательных для исполнения?

Представленный документ требует определенной доработки. В первую очередь, необходимо детализировать порядок действий в ходе выполнения тех или иных работ, конкретизировать общие формулировки, сделать ссылки на статьи и законопроекты (где это необходимо), дополнить такими разделами, как:

  • экологическая безопасность;
  • инновационная составляющая строительства и поощрение за применение передовых технологий / материалов при строительстве объекта;
  • наличие соответствующей социальной инфраструктуры при вводе жилых объектов в эксплуатацию;
  • приемка уникальных и особо сложных объектов.

Заметим, что данная актуализация СНиП 3.01.04-87, скорее всего, будет дорабатываться длительное время и потребует вовлечения специалистов различного профиля. А для того, чтобы приблизить свод правил к реалиям, было бы разумно разослать текущую редакцию по всем заинтересованным участникам процесса и получить от них обратную связь. Все поступившие замечания и предложения внимательно изучить и на основании этого подготовить итоговый документ. Только пройдя такой длительный путь, на выходе можно получить документ, имеющий практическую пользу.

Предыдущий СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов» не соответствовал действующему градостроительному законодательству. Без практического применения положений нового СП полностью исключить все противоречия невозможно, ведь основные проблемы выявляются, как правило, в течение 6-8 месяцев правоприменительной практики.

Для того, чтобы новый СП стал настольной книгой для всех участников процесса строительства, его необходимо перевести из статуса «Добровольный» в статус «Обязательный». Только так данный свод правил обратит на себя внимание и войдет в перечень обязательных для исполнения документов. Но, прежде чем поменять свою статусность, ему нужно пройти тщательную проработку, так как в текущей редакции процедура приемки построенных объектов недостаточно регламентирована.