Опыт работы компании SEVRIN DEVELOPMENT показывает, что значительная часть будущих неурядиц инвестиционного проекта закладывается на этапе выбора земельного участка и заключается в появлении «неожиданных» обременений, ограничительных условий, дополнительных требований со стороны федеральных и муниципальных органов власти.
А большая часть непредвиденных расходов проекта кроется в несвоевременном выявлении инфраструктурных «дыр», слабых мест: отсутствии возможности подключения будущего объекта недвижимости к сетям городской инженерной инфраструктуры, наличия транзитных сетей, которые необходимо выносить или перекладывать. Сюда же можно отнести отсутствие подъездных путей и, как следствие, необходимость организации «золотого» примыкания к дорожной инфраструктуре.
Инвестору вместе с аудитором на прединвестиционной (предпроектной) стадии следует определить основные параметры будущего проекта для изучения возможности согласования строительства местными органами архитектуры и градостроительного надзора предельно допустимых параметров разрешенного в данной зоне строительства.
В практике компании встречались объекты, когда стоимость вышеперечисленных подготовительных работ была в 3-4 раза выше стоимости строительно-монтажных работ.
Чтобы избежать подобного развития событий и уложиться в запланированный бюджет проекта необходимо до принятия инвестиционного решения разработать предварительную схему генерального плана для понимания:
- геометрических размеров основных производственных зданий и сооружений;
- мест расположения вспомогательных объектов (площадок для складирования сырья и готовой продукции, полигонов хранения и переработки отходов);
- конфигурации транспортной инфраструктуры (развязки, погрузочно-разгрузочные и разворотные площадки грузового транспорта, платформы);
- площади и ширины пожарных проездов;
- наличия технологических водоемов.
Все это позволит тщательно проанализировать физическое и юридическое соответствие земельного участка целям строительства и возможностям инвестиционного бюджета. Выявить, по возможности, подводные камни, скрытые ограничения и обременения, о которых продавец земельного участка обычно не рассказывает покупателю.
В среднем, стоимость технического аудита с проведением инженерных изысканий может составить от 0,5 до 2 миллионов рублей. Да, это затратно. Но, поговорка «скупой платит дважды» работает в данном случае на 100%.
Во время проведения аудита пригодности земельного участка юристы компании SEVERIN DEVELOPMENT проводят системный анализ имеющейся у продавца участка правоустанавливающей и разрешительной документации:
- факт наличия;
- правильность оформления;
- срок действия;
- достаточность, что особенно важно при организации промышленного производства.
Корректное и своевременное определение конфигурации земельных участков, требуемых под организацию нового производства - основная задача при организации производственной площадки. Тем более при редевелопменте промышленных зон, где правоустанавливающая документация на земельные участки, здания и сооружения бывших заводов обычно находится в таком же состоянии, как и сами объекты советского индустриального наследия – единой площадки завода уже не существует.
Территория раздроблена на десятки, а то и сотни участков, соответственно документации в полном объеме или нет, или она весьма приблизительно совпадает с фактическим положением зданий, границами и формами участков.
По итогам анализа, специалисты составляют для Заказчика исчерпывающий перечень недостающей документации. Дают свои рекомендации по ее получению, переоформлению или корректировке.
На основе данных аудита определяются возможные санитарно-защитные и экологические требования к размещению производства и ограничения земельного участка. Проверяется возможность определения/ установления или корректировки санитарно-защитной зоны нового предприятия. Её размер, в зависимости от класса опасности размещаемого производства может составить от 50 метров (для объекта 5 класса) до 1 километра (для объекта 1-го класса опасности).
Именно эта «вилка» в законе, устанавливающая размер защитной зоны от 50 до 1000 метров и является определяющей в судьбе инвестиционного проекта объекта промышленности.
Общественность может поставить крест на проекте, в котором источники вредных выбросов и производственных загрязнений будут располагаться вплотную к жилой застройке. И тому есть примеры. Подобная ситуация может возникнуть, если изначально участок был подобран не правильно и требуемая по законодательству защитная зона не может быть обеспечена.
Правильной последовательностью для расчета и определения размера санитарно-защитной зоны является следующий порядок действий:
- разработка раздела «ОВОС. Оценка воздействия на окружающую среду»;
- установление класса опасности будущего предприятия исходя из технологии промышленного производства согласно п.7.1. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- проведение натурных исследований на промплощадке, а именно: гео-биохимического состава почв (грунтов), растительности, атмосферного воздуха;
- составление «Отчета по оценке фонового состояния окружающей среды до начала строительства»;
- определение потенциального воздействия на окружающую среду.
В случае, если по итогам расчетов выявится невозможность соблюдения расчетного защитного расстояния от предприятия до границ жилой застройки, необходимо разработать проектные решения и специальные мероприятия, которые позволят уменьшить неблагоприятное воздействие и не допустить превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на жилой территории.
Ключевым результатом аудита пригодности земельного участка является определение точек подключения к инженерной инфраструктуре и стоимости прокладки наружных сетей.
По итогам проведенных инженерно-геологических и геодезических изысканий выявляются и оцениваются скрытые физические изъяны участка. А инженеры-сметчики рассчитывают объемы и стоимость основных подготовительных работ на земельном участке до начала строительства. В том числе объем и стоимость работ по вертикальной планировке, выносу/перекладке существующих коммуникаций, осушению и т.п.
По итогам аудита у Инвестора формируется расчетная величина будущих затрат на оформление земельного участка и подготовку строительства, что позволяет принять взвешенное управленческое решение.
Аудит пригодности земельных участков для целей строительства объекта недвижимости проводится в следующем порядке и объеме:
- проверка правоустанавливающей документации на земельный участок для определения соответствия вида разрешенного использования земельного участка планируемому функциональному назначению будущего объекта и изучения соответствия земельного участка действующим нормативно-правовым актам РФ в области градостроительства;
- проверка градостроительной и/или исходно-разрешительной документации на земельный участок для выявления архитектурно-градостроительных, инженерно-инфраструктурных и санитарно-защитных ограничений и обременений земельного участка, оценки стоимости выявленных ограничений и обременений земельного участка;
- анализ порядка, сроков и стоимости оформления недостающей исходно-разрешительной документации, согласования и экспертизы проектно-сметной документации в данном регионе (городе, районе, области) Российской Федерации;
- организация, контроль проведения и проверка результатов инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий с целью анализа геологического и гидроморфологического строения земельного участка, определения технической возможности размещения и вероятной конструктивной схемы фундаментов планируемого объекта;
- анализ условий подключения к городским инженерным сетям, оценка стоимости подключения к городским инженерным сетям;
- анализ условий присоединения к транспортной инфраструктуре в районе земельного участка.
В результате аудита земельных участков Инвестор получает расчет стоимости:
- подготовки земельного участка под строительство (вынос за границы земельного участка внутриплощадочных сетей, демонтаж существующих сооружений, снос зданий);
- устройства внешних инженерных сетей от границ земельного участка до прогнозируемых точек подключения;
- выполнения подготовительных земельных работ в случае перепада рельефа или неблагоприятной геоморфологии земельного участка.
- снятие наложенных обременений земельного участка.
К отчету по итогам аудита пригодности земельного участка прилагается:
- справка- перечень отсутствующих документов на земельный участок (в том числе Решение Администрации области (города, района) о выделении участка, Градостроительный План Земельного Участка (ГПЗУ), Землеотводный План Земельного Участка, Кадастровый план участка, Акт выбора земельного участка, Акт выбора трасс (для внеплощадочных сетей объекта);
- технические отчеты по результатам инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий;
- расчет стоимости подключения по установленным в данном населенном пункте тарифам на присоединение к сетям:
- электроснабжения (1 кВт);
- теплоснабжения (1 Гкал/час);
- хозяйственно-бытового водопровода (1 куб.м./день);
- водоотведения (канализации) (1куб. м./день).
- схема возможных точек подключения к городским инженерным сетям и возможная трасса прокладки наружных сетей;
- сметный расчет стоимости выноса внутриплощадочных сетей, демонтажа существующих зданий и сооружений (в том числе зеленых насаждений);
- справка о возможности и способах примыкания к существующей автодороге и/или железнодорожной ветке;
- схема организации заездов/выездов на участок;
- перечень необходимых (по законодательству субъекта РФ) согласовательных, надзорных и разрешительных инстанций для оформления комплекта исходно-разрешительной документации, согласования и экспертизы проектно-сметной документации;
- справка о соответствии участка действующим нормативно-правовым актам РФ в области градостроительства для размещения целевого объекта;
- перечень возможных архитектурно-градостроительных, инфраструктурных, экологических, санитарно- защитных обременений и ограничений участка;
- сводный сметный расчет стоимости подготовительных инженерно-технических мероприятий.
В отчете по итогам выполненного финансово-технического аудита земельного участка специалисты компании SEVERIN DEVELOPMENT:
- формулируют выводы о возможности размещения на изучаемом участке объекта целевого функционального назначения;
- предлагают рекомендации по оформлению недостающей документации и способам решения вопросов по полному или частичному снятию ограничений и обременений с земельного участка.